С незапамятных времен в истории человечества реки использовались в хозяйственных целях, в том числе, как пути сообщений. Днепро-Бугский водный путь - старейшая в Европе водная магистраль, соединяющая бассейны Черного и Балтийского морей. Идея соединения Днепра с Вислой через Припять и Западный Буг возникла во второй половине 17 столетия, однако от предложения и до его осуществления прошло более 100 лет.

В 1775-1783 годах между реками Пина и Муховец был прорыт канал, который получил название Королевский. Для питания канала были построены водопитательные системы Белоозерская и Ореховская. Так появился Днепро-Бугский водный путь. Немного позднее (в XIX веке) первоначальная траса водного пути претерпела изменения - был построен другой спрямляющий канал с улучшенными габаритами судового хода - Днепро-Бугский, после чего «спрямленная» часть Королевского канала стала осуществлять только функцию пропуска паводковых вод и участвовать в водоснабжении судоходного канала. Для прохождения судов по каналу были построены (разборные) деревянные судоходные плотины. Всего к 1867 году от Пинска до Бреста были построены и эксплуатировались 22 плотины. Ширина по дну пути была доведена до 14 м, а максимальная осадка судов составляла 70 см. В таком виде Днепро-Бугский водный путь служил в основном для пропуска плотов с востока на запад и немногочисленных судов во время весенних паводков, доходивших до Варшавы.

В 1919 году территория канала оказалась в составе второй Речи Посполитой. Сознавая значимость водного пути Польское правительство начало его реконструкцию и с 1929 по 1939 годы было построено два ближайших к Пинску шлюза (Дубой и Переруб), реконструированы сооружения Белоозерской ВПС и сооружено 7 км канала по новой трассе Кобрин-Выгода. В 1939 году после воссоединения Западной Беларуси с БССР канал оказался на территории СССР. Советское правительство оценило его роль и восстановление Днепро-Бугского водного пути было поручено Народному комиссариату речного флота СССР. Всего за 7 месяцев с декабря 1939 по июль 1940 г., были проведены изыскания, проектирование и основное строительство восьми гидроузлов, проложена новая трасса канала Выгода-Кобрин сократившая протяженность водного пути на 12 км. В августе 1940 года Брестский речной порт принимал первый караван судов, прибывший по обновленному каналу.

Нападение фашистской Германии в 1941 году остановило навигацию на канале. Однако немцы быстро начали использовать канал в своих целях. По данным Главного управления Красной Армии в навигацию 1942 года немцами было перевезено по каналу 200 тыс. т. грузов. Весной 1943 года партизанами были взорваны шлюзы, и канал был выведен из строя.

По приказу Народного комиссара речного флота СССР №226 от 1 августа 1944г. для восстановления водной магистрали были созданы специальные Военно-восстановительные отряды, на базе которых по Приказу Министерства речного флота СССР №149 от 1 июля 1946 года был создан Днепро-Бугский технический участок пути. С этого момента отсчитывает свою историю РУЭСП «Днепробугводпуть», в 2016 отметившее 70-летний юбилей.

В течение всего периода водный путь постоянно претерпевал изменения, как живой организм, постоянно совершенствовал себя, с его развитием увеличивалась пропускная способность. Первоначально на водораздельном участке для расхождения встречных судов были устроены уширения-разъезды. Ручной механический привод шлюзов был заменен на электромеханический, деревянные створки ворот заменены на металлические и т.д.

В период с 1952 года по 1956 годы были построены в железобетонном исполнении и сданы в эксплуатацию гидроузлы №11 «Качановичи» Пинского района и №12 «Стахово» Столинского района.

В 1976 году согласно постановления Совета Министров БССР №169 от 28.05.76 г. начаты работы по капитальному улучшению габаритов русла канала (ширина по дну 40м, глубина 240 см, радиус закругления 400 м). В период с 1978 по 1991 годы было извлечено 17.58 млн.м.куб. грунта и реконструировано 240 км водного пути.

Начиная с 90-х годов за счет собственных средств предприятия и бюджетного финансирования были реконструированы и построены водопропускные сооружения: плотина гидроузла № 10 «Тришин», плотина гидроузла № 9 «Новосады», водоспуск гидроузла № 6 «Кобрин», плотина «Выгода» и водоспуск «Ветлы», что позволило решить проблему пропуска паводка по Днепро-Бугскому водному пути. Постоянная работа с водопропускными сооружениями обеспечивает выгодный гидравлический уровненный режим на зарегулированном участке водного пути. Обеспечивается постоянный прием паводковых вод с прилегающих земель, в том числе и с Украиной через Белоозерскую ВПС Днепро-Бугским водным путем, являющимся магистральным водоприемником, и отвод их, предотвращая тем самым затопление значительных территорий Полесья. В меженный период поддержание постоянных проектных уровней обеспечивает стояние грунтовых вод и создает благоприятные условия для вегетации растений прилегающих земель.

До 1990 года грузовые перевозки достигали в отдельные годы 2 млн. тонн. Развал Советского Союза и СЭВ привел к стремительному сокращению объемов перевозок грузовым речным транспортом.

В 1997 году правительством РБ была принята программа развития речных и морских перевозок до 2010 года и реконструкция гидротехнических сооружений Днепро-Бугского канала. В 1998 году была начата реконструкция гидроузла № 9 «Новосады». При проектировании и строительстве шлюза были учтены требования европейского стандарта внутренних водных путей класса Vа. Была применена доковая конструкция шлюза, что позволило уменьшить объем сливной призмы камеры шлюза с 4750 м3 до 3658 м3. В результате уменьшился объем воды на шлюзование. При реконструкции шлюза была увеличена глубина заложения порога с 1.8 м до 2.4 м, что позволило увеличить осадку шлюзуемых составов. Увеличилась длина камеры шлюза с 89 до 120 м, а ширина с 11.2 м до 12.7 м. Применение новых конструкций затворов голов шлюза и уменьшение объема сливной призмы позволило сократить время наполнения и опорожнения камеры шлюза с 16 до 6.5 минут. Недолговечные деревянные конструкции шлюза были заменены на бетон и железобетон. Механический привод шлюза заменен на гидравлический. Шлюз был принят и сдан в эксплуатацию в октябре 2003 года.

За период с 2003 года по 2015 год, до аналогичных параметров европейского стандарта внутренних водных путей класса Vа реконструированы еще 4 гидроузла: №1 “Дубой” в Пинском районе (2006 год), № 10 «Тришин» в г. Бресте (2012 год) и гидроузел №8 «Залузье» Жабинковского района Брестской области (2015 год), а также проведена реконструкция гидроузлов № 6-7 «Кобрин» с заменой двух низконапорных судоходных шлюзов на один средненапорный (2009 год). Таким образом была полностью завершена реконструкция судоходных гидротехнических сооружений Западного склона Днепро-Бугского канала. В настоящий момент ведутся работы по реконструкции сооружений на Восточном склоне: строительные работы по реконструкции судоходного шлюза гидроузла №3 «Рагодощ» Ивановского района Брестской области планируется окончить во 2 квартале 2019 года.

Сегодня Днепро-Бугский водный путь — это не только судоходная артерия, соединяющая бассейны двух морей. За более чем двухсотлетний период он приобрел стратегическое значение, стал гарантом экологической безопасности всего Полесского региона в целом. С ним связывают свою жизнедеятельность прилегающие города, фермерские хозяйства, детские оздоровительные лагеря, санатории и рыбхозы. По нему открываются широкие возможности развития туризма по линии Республика Польша-Республика Беларусь – Украина с посещением таких исторических мест, как крепость-герой Брест, древнейшие города белорусского Полесья Пинск, Туров, столица Древней Руси Киев, а также посещение сохраненных мест первозданной природы Полесья заповедников «Припятский» и «Званец».

На сегодняшний день назрела острая необходимость развития водного пути, как пути международного значения. Согласно Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях международного значения от 19 января 1996 г. Днепро-Бугский водный путь является частью магистрального водного пути Е-40 ( от Гданьска через Пинск до Херсона), однако этот путь не действует на всем протяжении, так как участок от Бреста до Варшавы по р.Западный Буг не судоходен.

С 2014 года возобновлена работа по проекту восстановления воднотранспортного соединения E-40. В реализации проекта задействованы органы местной власти, государственные предприятия и общественные организации из Беларуси, Польши и Украины. Большую часть финансирования для инициативы предоставляет Европейский Союз.

В период 2013-2015 гг. при финансовой поддержке Европейского Союза был реализован проект международной технической помощи «Восстановление магистрального водного пути Е-40 на участке Днепр-Висла: от стратегии к планированию». В рамках проекта было разработано технико-экономическое обоснование восстановления водного пути Е-40 на всем протяжении.

Полноценно функционирующая водная магистраль E-40 позволит Беларуси, Украине и Польше расширить свои экспортные возможности, привлечь инвестиции в строительство логистических центров, а также развивать круизный туризм по одной из самых живописных белорусских рек – Припяти. Путь может стать новым торговым маршрутом между портами Балтийского и Черного морей и позволит перевозить до 6 миллионов тонн груза в год.

Открытие навигации на Днепро-Бугском канале, 1940 г.

Земляные работы вручную на Днепро-Бугском канале (участок Селище-Выгода)

Земляные работы вручную на Днепро-Бугском канале

Водоспуск на гидроузле №4 "Овзичи", Ивановский р-н

Днепро-Бугский канал на участке Ляховичи-Овзичи

Будка управления на судоходном шлюзе гидроузла №8 "Залузье", Жабинковский р-н

Днепро-Бугский канал на участке Селище-Выгода

Верхняя голова судоходного шлюза на гидроузле №10 "Тришин", г. Брест

Восстановительные работы на гидроузле №2 "Переруб", Ивановский р-н, 1944 г.

Днепро-Бугский канал сегодня

0
/
0