Судопропускное сооружение – гидротехническое сооружение на водном пути для обеспечения судоходства, предназначенное для прохода судов через гидроузел.

Различают два основных типа судопропускных сооружений:

Судоходный шлюз – подпорное гидротехническое сооружение для преодоления судами на плаву сосредоточенного перепада уровня воды на водном пути.

Судоходные шлюзы на внутренних водных путях подразделяют:

1. по числу камер, расположенных последовательно:

2. по числу камер, расположенных параллельно:

3. по величине напора на камеру:

В общем случае судоходный шлюз состоит из:

Головы шлюза поддерживают разность уровней воды между бьефами и камерой при ее наполнении и опорожнении. На них размещается оборудование, предназначенное для осуществления процесса шлюзования.

В камере шлюза, ограниченной с боков стенами, находятся суда при их шлюзовании. На стенах камеры размещаются устройства в виде тумб, а по высоте – плавучие рымы, за которые швартуются суда.

Подходные каналы, примыкающие к головам шлюза, имеют размеры, обеспечивающие расхождение судов при входе в камеру и выходе из нее, а также безопасные условия стоянки судов, ожидающих шлюзования у причальных сооружений (стенок).

Для обеспечения плавного входа судов в отверстия голов шлюза устраиваются направляющие сооружения (палы), которые имеют в плане вид криволинейных стен.

Габариты, оборудование, компоновку, выбор отметок, количество параллельных ниток судопропускных сооружений необходимо принимать в зависимости от размеров расчетных судов (составов), обеспечения безопасности судоходства, а также грузо- и судооборота, определенных на основе схем развития водного транспорта на расчетный срок, а при их отсутствии – на основе специальных экономических исследований.