Гидротехнические сооружения судоремонтных и судостроительных предприятий являются важными элементами судостроительных (судоремонтных) предприятий и служат для спуска построенных судов на воду (осушения подводной части корпуса с целью его осмотра, очистки от обрастаний, окраски или ремонта).
Основные типы гидротехнических предприятий судоремонтных предприятий:
- поперечные судоремонтные слипы;
- судоремонтный сухой док;
- судоремонтный наливной док-камера.
При проектировании гидротехнических сооружений судостроительных и судоремонтных предприятий (стапельных, подъемно-спусковых, достроечных или судоремонтных причальных сооружений) следует соблюдать следующие основные требования:
- расположение подъемно-спусковых сооружений следует предусматривать в конце технологического потока постройки судов с учетом обеспечения удобной связи с корпусными, сборочномонтажными, достроечными цехами;
- расположение достроечных или судоремонтных причальных сооружений должно обеспечивать беспрепятственное перемещение к ним судов от подъемно-спускового сооружения и удобнуюсвязь стоящих на плаву судов с достроечными или ремонтными цехами;
- оси подъемно-спусковых сооружений, а также фронт причальных сооружений, как правило, следует располагать по направлению наиболее сильных ветров;
- обеспечение безопасности операций по спуску и подъему судов должно определяться размерами участка акватории перед подъемно-спусковыми сооружениями исходя из параметров расчетного судна и принятого типа подъемно-спускового сооружения;
- выбор положения акватории и трассировка подходных (выводных) каналов предполагает использование естественных водоемов; места проведения швартовых испытаний следует выбирать так, чтобы проведение испытаний не вызывало подмыва сооружений, размыва дна и переотложения наносов в акватории; котлованы для погружения плавдоков должны быть минимально удалены от места их штатной стоянки или (для передаточных плавдоков) от причалов.